Летний сад в Санкт-Петербурге: расположение, описание, история основания, фото
Многие называют Летний сад в Санкт-Петербурге самым красивым парком и жемчужиной северной столицы. Насчет красоты можно поспорить, это дело вкуса. А вот с «жемчужиной» стоит согласиться: у парка интереснейшая история. Это уникальный объект ландшафтной архитектуры мирового значения.
Как это начиналось
История Летнего сада началась в начале XVIII века, когда Петр I решил устроить для себя парк наподобие тех, что он видел в Западной Европе. Черновик плана он начертил сам, чтобы затем к его детальной разработке и строительству приступили профессионалы. Реализация петровской идеи заняла много времени, разбить регулярный парк на болотистом острове оказалось делом нешуточным.
К Летнему саду Санкт-Петербурга приложили руку знаменитые садовники и архитекторы. Над первым планом работали голландцы под строгим авторским надзором со стороны Петра I.
Стиль петровской версии парка был регулярным, с точной симметрией аллей и правильными геометрическими фигурами ландшафта. В пейзажный парк со свободной планировкой растений он превратится намного позже, в XIX веке, когда регулярный стиль выйдет из моды.
Культурно-образовательный центр
Планировка парка была самой простой с самого начала. Три главных параллельных аллеи пересекались несколькими перпендикулярными дорожками. Границами стали две реки и два канала: Нева, Фонтанка, Лебяжья канавка и канал между Фонтанкой и Мойкой.
Все аллеи были обсажены шпалерами – специально выстриженными зелеными стенами из растений. Аллеи поэтому напоминали узкие коридоры. Из шпалер формировались огороженные участки с садовыми «затеями», которые называются боскетами. Беседки, пруды, фонтаны, птичий двор, гроты и позолоченные скульптуры – парковых элементов в петровском саду было множество. По замыслу Петра I, Летний сад в Санкт-Петербурге стал настоящим культурно-развлекательным центром с образовательными элементами в виде множества итальянских скульптур. Это было модное место для праздников и разного рода церемоний для нескольких поколений русских государей.
Как регулярность превращалась в «пейзажность»
Елизавета Петровна тоже любила петровский парк. При ней в Летнем саду проводилось множество праздников с фейерверками и новыми затеями. Ландшафт постоянно обновлялся и дополнялся. Парком занимался великий Растрелли, который выстроил для Елизаветы знаменитый Летний дворец.
Первая половина XVIII века стала историческим расцветом парка, который закончился по нескольким причинам. Во-первых, старые регулярные парки в Европе вышли из моды. Все начали увлекаться пейзажными ландшафтами со свободным расположением растительности и парковых аллей.
Второй причиной стало катастрофическое для парка наводнение 1777 года, которое разрушило фонтаны и статуи. От посадок практически ничего не осталось. Царствующая тогда Екатерина II не была поклонницей барокко, равно как и старинных увеселений с затеями. Она приказала посадки восстановить, а фонтаны разобрать. По ее приказу началось сооружение знаменитой решетки со стороны Невы. Именно тогда Летний сад начал приобретать очертания современного пейзажного парка, к облику которого привыкли жители города.
Итальянские скульптурные фигуры
По задумке Петра I скульптуры несли две функции: образовательную и, конечно же, эстетическую. В Летнем саду появились Александр Македонский, легендарные римские императоры и целый отряд великолепных аллегорических фигур.
Эти скульптуры специально закупались в Италии, главным образом, в Венеции. Все они были авторскими, от прекрасных мастеров XVII века, и уже тогда обладали высокой художественной ценностью. В общей сложности было закуплено больше ста фигур (покупки продолжались и после Петра I).
На сегодняшний день в Летнем саду в Санкт-Петербурге располагаются ровно девяносто две фигуры. Все они являются неплохими копиями из мраморной крошки. Оригиналы же размещены под крышей соседнего Михайловского замка.
Бедная Минерва и новые «пупсики»
Многострадальная фигура Минервы реставрировалась больше, чем все остальные памятники в Летнем саду в Санкт-Петербурге. В одном только в XX веке ее подправляли шесть раз. Долгое время Минерва стояла без копья, которое не давало покоя вандалам разных времен (удивительное варварское единодушие).
Пальцы рук бедной Минервы почти рассыпались, а сама фигура выглядела самым плачевным образом. Поэтому она была первой, с кого начали капитальную реставрацию в 2005 году. С нее началась политика копирования оригиналов скульптур. Настоящую Минерву отправили в зал Михайловского замка, а в парке выставили белоснежную копию из натуральной мраморной крошки.
Еще одна пострадавшая фигура принадлежит аллегорической «Юности». В 2001 году во время урагана на нее упало дерево. «Юность» потеряла бубен и практически всю левую руку. Ее привели в порядок лишь в 2005 году, это была сложнейшая и весьма успешная реставрационная работа. Скульптура простояла в саду всего три года. Потом с нее, как и со всех остальных, сняли силиконовую форму, чтобы изготовить новую копию.
Началась эпоха «пупсиков». Так называют рассерженные жители Санкт-Петербурга белоснежные копии итальянских скульптур, которые появились на аллеях после реконструкции. Можно, конечно, спорить о цвете и материале копий, но политика замены старых оригиналов копиями целесообразна и проводится во всем мире.
Дело в том, что материалом венецианских скульптур являлся великолепный каррарский мрамор, которому свойственны старение и разрушение, особенно на открытом воздухе.
У процесса копирования тоже своя история. Сначала копии делались из так называемого портландцемента – дикой смеси из цемента, гипса и силиката кальция. Копии из него выглядели тоже дикими, так что «цементное» копирование, слава богу, приостановили еще в 2003 году.
Фонтаны, Безымянный Ерик и новодел
Безымянный Ерик - чудесное название соседней речки, из которой брали воду для многочисленных фонтанов петровского сада. Теперь бедный Ерик называется Фонтанкой.
Оригинальные петровские фонтаны были важнейшими элементами в образовательной составляющей Летнего сада. Во-первых, их было много. Во-вторых, каждый из них презентовал какую-нибудь басню Эзопа (статуя самого баснописца находилась у входа в сад). Животные в роли героев басен были выполнены из свинца с позолотой.
Чтобы всем все было понятно до конца, возле каждого фонтана стоял столб с табличкой, на которой были написаны сама басня и пояснения к ней.
Эти сложные инженерные сооружения были полностью разрушены во время наводнения 1777 года, после чего уже не восстанавливались. Лишь во время последней капитальной реставрации Летнего сада некоторые из фонтанов были воссозданы по оригинальным петровским версиям. Это было встречено городской общественностью весьма неоднозначно. «Новодел», «Пародия на Петергоф» - самые популярные претензии к команде реставраторов Русского музея по поводу фонтанов.
Екатерининская решетка, николаевская оградка
При довольно прохладном отношении Екатерины II к Летнему саду, равно как и ко всему стилю русского барокко, вклад в восстановление и художественное развитие парка с ее стороны был серьезным. Знаменитая решетка сада строилась шестнадцать лет.
Сначала забивали сваи и укрепляли фундамент. Затем сооружали «главную красоту» - тридцать шесть колонн из красного выборгского гранита и вазы на них в виде венца. Тульские кузнецы делали прутья ограды и ворота. Все дополнялось изящными бронзовыми украшениями.
Общая длина ограды составляет 232 метра. В первоначальном виде было заложено трое ворот. Но после исторического покушения на императора Александра II на месте центрального входа построили часовню. Всю ограду в итоге перекроили, часовню в советское время разрушили, а общий великолепный художественный замысел ограды так и остался искаженным.
XIX век стал для Летнего сада своего рода общественным ренессансом. Здесь прогуливалась публика "приличного вида". Архитектурные дополнения выполнялись постепенно и со вкусом: со стороны Мойки была установлена замечательная чугунная ограда, а у южных ворот поставили шведский подарок Николаю I – знаменитую Эльфдаленскую вазу.
К Летнему саду приложил руку сам Карл Росси. Кофейный домик на месте старого петровского грота принадлежит его архитектурному перу. Тогда же был построен и чайный домик – для равновесия.
Реконструкция сада: городские споры
Кроме синтетических скульптур после реставрации появилось еще одно неоднозначное художественное новшество. Новшество, правда, было условным: все сделали, как при Петре I.
Это были тринадцать тысяч шпалерных лип, которые не просто высадили вдоль аллей в Летнем саду, а еще и подперли зеленым деревянным шпалерным забором. Вместо пейзажного паркового пространства с дальней перспективой люди попадают в узкие растительные коридоры, из которых ничего не видно.
Все верно, такие шпалеры располагались вдоль аллей до XIX века. Но тогда Летний сад не был публичным, он выполнял роль царской резиденции на открытом воздухе с игрушечными гротиками, огородиками и зверушками в фонтанчиках. Со временем он кардинально поменял облик и стал публичным пейзажным парком.
Знаменитые чугунные решетки Летнего сада никак не гармонируют с «дачным заборчиком», как прозвали жители Санкт-Петербурга новые шпалеры сада. Произошло странное смешение стилей и функций сада.
Реставраторы уверяют, что шпалеры в скором времени буду выглядеть по-другому: деревянный забор уберут, а немецкие подстриженные липы станут ровными и смогут самостоятельно выполнять роль надежной ограды.
В этот же период частично восстановили и петровский аптекарский огород. В нем для государя выращивали и подавали к столу свежие овощи и зелень. Там же высаживали и кое-какие лечебные травы. Стиль аптекарского огорода напоминал европейские монастырские садики с двумя дорожками крестом и центральным фонтанчиком. Грядки здесь идеальные, с ровным бордюром из декоративного кустарника. Работа Летнего сада в Санкт-Петербурге после капитальной реконструкции функционально не изменилась. Восстановленный огород носит чисто декоративный характер. Овощи с грядок Летнего сада на стол никто не подает. Они растут в самом центре города в условиях интенсивной загазованности.
Деревьями Летнего сада также серьезно занимались: их лечили. Перед реконструкцией было ясно, что большинство посадок достигло предельного возраста. Самые старые деревья были обследованы томографом для контроля пустот и гнилых участков внутри. После обследования и диагноза пришлось ликвидировать девяносто четыре дерева. В остальных стволах лечили дупла, питали корни специальными смесями, чистили сухие ветки и т.д. Возраст деревьев продлили примерно на сто лет. По крайней мере, так считают руководители реконструкции.
Режим работы Летнего сада в Санкт-Петербурге
Закрытие парков Санкт-Петербурга на весеннюю просушку – процесс местный и весьма специфический. Поэтому если в списке экскурсий в Санкт-Петербурге Летний сад планируется на весенний период, месяц апрель лучше исключить.
Дело в том, что большинство парков города локализуются на болотистой почве. Парковые дорожки в большинстве своем набивные с нижней подушкой из щебня и верхним слоем из гранитного отсева. После зимы они пропитаны водой, и, если по ним в это время передвигаться, грунтовое покрытие может деформироваться. Реставрация такого рода повреждений стоит весьма недешево. Поэтому большинство парков и скверов в Санкт-Петербурге закрываются на месячную просушку.
В остальное время режим Летнего сада в Санкт-Петербурге имеет сезонный характер. Их всего два:
- В летний сезон с 1 мая по 30 сентября парк открыт с 10:00 до 22:00.
- В зимний сезон с 1 октября по 31 марта часы работы с 10:00 до 20:00.
Где находится Летний сад
В сад можно войти со стороны набережной Невы или со стороны Мойки. Со стороны Невы плотность достопримечательностей намного выше: здесь находятся практически все скульптуры и большинство фонтанов.
Удобнее всего добраться до Летнего сада на метро до любой из четырех станций: «Невский проспект», «Гостиный двор», «Чернышевская» или «Горьковская». Пеший переход от метро в спокойном темпе займет не больше пятнадцати минут.
Рядом с Летним садом расположены Михайловский замок, Спас-на-Крови, Марсово поле и Русский музей. Самым оптимальным маршрутом является пеший путь от станции метро «Невский проспект» от выхода на канал Грибоедова. Тогда можно будет все это увидеть.
Идти в Летний сад нужно обязательно. Особенно после прочтения этой статьи. Это интереснейшее место. Ведь лучше составить собственное мнение о новых фонтанах, «пупсиках» и шпалерных липах: все ли сделано верно? Заодно вспомнить героев греческих мифов и античной истории.
А разобраться с русскими баснями поможет памятник Крылову в Летнем саду Санкт-Петербурга. Культурно-образовательный ансамбль – так было задумано государем Петром Алексеевичем. Все так и есть.