Шамбала - это что такое и где она находится?
Сказка о земном рае - один из самых стойких мифов в мире. От шумерской эпопеи до «островков блаженства» в кельтской литературе, она была постоянной темой во многих литературных источниках и на протяжении тысячелетий. Поэтому неудивительно, что современных людей также тянет к мечте о потерянном рае, где разрушены времена и история, где люди живут в гармонии с природой и где мудрость планеты сохраняется для будущего поколения.
Что это такое?
Шамбала, что на санскрите означает «место мира» или «место молчания», является мифическим раем, о котором говорится в древних текстах, включая тантру Калачакры и древние писания культуры Чжан Чжун, предшествовавшие буддизму в западном Тибете. Согласно легенде, это страна, где может жить только человек с чистым сердцем, здесь царит любовь и мудрость, а люди не подвержены страданиям, нужде или старости.
Объясняя, что это такое — Шамбала, Википедия называет ее мифической страной, которая располагается в Тибете или соседних азиатских регионах, иных окрестных регионах Азии, упоминание о ней можно найти в нескольких древних текстах, в том числе в Калачакра-тантре.
Эта концепция развивалась в рамках классического индуизма, а затем перенесена в Махаяну. В современной эзотерической традиции, согласно Википедии, Шамбалу впервые представила Елена Блаватская.
Названия
Говорят, что Шамбала - это земля тысячи имен. Ее называли Запретной Землей, Землей Белых Вод, Землей Лучистых Духов, Землей Живого Огня, Землей Живых Богов и Землей Чудес. Индусы называют это Ариавартхой («Земля достойных»); китайцы знают это как Си Тиен, западный рай Си Ван Му; а русским старообрядцам он известен как Беловодье. Но по всей Азии она наиболее известна под своим санскритским именем Шамбала или Шангри-Ла.
Древние предания
Говорят, что легенда об этой земле появилась несколько тысячелетий назад, а ссылки на мифическую землю можно найти в различных древних текстах. Священные Писания Бон (национальной религии тибетцев) говорят о близкородственной земле под названием Олмо Лунгринг. В индуистских текстах, таких как Вишну-пурана, Шамбала упоминается как место рождения Калки, заключительного воплощения Вишну, который откроет новый Золотой век. Буддийский миф о ней – это адаптация раннего индуистского мифа. Однако текст, в котором Шамбала впервые подробно описывается, это Калачакра.
Она относится к сложному и продвинутому эзотерическому учению и практике тибетского буддизма. Говорят, что Будда Шакьямуни учил Калачакре по просьбе царя Сучандры из Шангри-Ла.
Три значения
Как и во многих концепциях Калачакры, идея Шамбалы, как говорят, имеет внешнее, внутреннее и альтернативное значения. Под внешним значением понимается, что Шамбала существует как физическое место, хотя только люди с соответствующей кармой могут достичь ее. Внутренние и альтернативные значения относятся к более тонкому пониманию того, что она представляет собой с точки зрения собственного тела и разума (внутреннего), а также во время медитативной практики (альтернативного). Эти два типа символических объяснений обычно передаются устно от учителя к ученику.
Путешествие в три Шамбалы
Таким образом, внешняя Шамбала существует как царство во внешнем мире, внутренняя скрыта в теле и уме, а альтернативная – это мандала Калачакры со всеми ее божествами. Путешествие в земли этого царства имеет близкое отношение к продвинутой стадии завершения практики Калачакры, физические препятствия на пути представляют собой внутренние барьеры. Они образуют узлы, блокирующие правильный поток энергии через нервную систему; как таковые, они соответствуют умственным загрязнениям, таким как невежество и похоть, которые ограничивают наше сознание. Путь во внутреннюю Шамбалу – это прорабатывание чакр, пока все они не будут открыты, а внутренний разум не будет освобожден. Отправляясь в внутреннее путешествие в Шамбалу, мы стремимся вернуть себе прямое осознание ребенка со всеми его чувствами удивления и страха. Но мы не можем сделать это, отступив в прошлое и попытавшись снова стать детьми. Мы потеряли невинность, которая позволила нам испытать мир напрямую. Мы не можем просто игнорировать или отказываться от предвзятых мнений, которые теперь затеняют наше видение. Только осознавая свои иллюзии и то, как мы цепляемся за них, мы можем освободиться от их власти и пробудить свежее и непосредственное осознание окружающего нас мира.
Как отметил 14-й Далай-лама во время посвящения Калачакры в Бодхгайе в 1985 году, земля Шамбалы - это не обычная страна: «Хотя те, кто имеет особую принадлежность, на самом деле в состоянии пройти туда благодаря своей кармической связи, тем не менее, это не физическое место, которое мы можем найти. Мы можем только сказать, что это чистая земля в человеческом царстве. И если человек не обладает достоинствами и кармической связью, он не может прийти туда».
Пророчество
Концепция Шамбалы играет важную роль в тибетских религиозных учениях и имеет особое значение в тибетской мифологии о будущем. Калачакра пророчествует о постепенном ухудшении жизни человечества, благодаря распространению идеологии материализма. В Шангри-Ла в это время будут править 32 царя, каждый из которых будет занимать трон 100 лет.
Люди станут одержимы войной и будут стремиться к власти ради себя, и материализм победит всю духовную жизнь. В конце концов появится тиран, который будет угнетать землю, охваченную террором. Но как только мир окажется на грани полного крушения и разрушения, поднимется туман, открывающий покрытые снегом горы Шамбалы. Затем 32-й король Шангри-Ла, Рудра Чакрин, возглавит мощную армию и выступит против тирана и его сторонников, и в последнем великом сражении они будут уничтожены, и во всем мире наступит Золотой Век.
Хотя Калачакра пророчествует о будущей войне, это противоречит обетам буддийских учений, запрещающих насилие. Все это привело к тому, что некоторые богословы интерпретировали войну символически - Калачакра не защищает насилие против людей, а, скорее, ссылается на внутреннюю борьбу человека, следующего религиозным практикам, против внутренних демонических тенденций.
Скрытое местоположение
На протяжении многих веков многочисленные исследователи и искатели духовной мудрости предпринимали экспедиции в поисках мифического рая, пытаясь выяснить, что такое Шамбала и где она находится. И хотя многие утверждали, что были там, никто еще не предоставил никаких доказательств ее существования или не смог точно указать ее физическое местонахождение на карте, однако большинство ссылок указывают на ее местонахождение в горных районах Евразии.
Древние тексты Чжан Чжун указывают свое место, где находится Шамбала, - это долина Сатледж в штате Пенджаб или Химачал-Прадеш в Индии. Монголы отождествляют ее с определенными долинами юга Сибири. В алтайском фольклоре считается, что гора Белуха является воротами в Шамбалу. Современные ученые-буддисты, похоже, приходят к выводу, что она расположена в верховьях Гималаев в так называемых горах Дхауладхар вокруг Мклеодганджа. Некоторые легенды говорят, что вход в нее скрыт внутри отдаленного, заброшенного монастыря в Тибете и охраняется существами, известными как Стражи Шамбалы.
Для некоторых тот факт, что она никогда не была найдена, объясняется очень просто - многие считают, что Шангри-Ла лежит на самом краю физической реальности, как мост, соединяющий этот мир с тем, который находится за его пределами.
«Потерянный горизонт»
Сама история Шангри-Ла является современной, рассказанной английским романистом Джеймсом Хилтоном в 1933 году. Написанная в беспокойные годы перед Второй мировой войной книга «Потерянный горизонт» рассказывает о сообществе в Ламарии (монастыре для тибетских лам), в затерянной тибетской долине Шангри-Ла, отрезанной от мира и времени. Вся мудрость человеческой расы содержится в этом месте, в хранящихся культурных ценностях и в умах людей, которые собрались здесь перед лицом неизбежной катастрофы.
Рассказ Хилтона вызвал многочисленные отклики. Книга пользовалась большой популярностью, и даже резиденция президента США в Кэмп-Дэвиде называлась Шангри-Ла. Фильм, снятый по роману голливудским режиссером Фрэнком Капрой, имел невероятный успех. В наши дни это название используется повсеместно, от непальских авиакомпаний и китайских гостиничных сетей до коттеджей во Флориде.
«Потерянный горизонт» с его рассказом о потерянном рае в пессимистичные 1930-е годы был очень востребован. Кроме того, Тибет в то время все еще оставался загадочной страной, одним из последних не нанесенных на карту мест, запретной и изолированной страной.
История Антонью ди Андради
Сказка о потерянном королевстве в районе Тибетских гор впервые привлекла внимание Запада почти четыре века назад. И, как и многие сказки о скрытых сокровищах, она начинается с загадочной карты, которая была потеряна, а затем вновь открыта сто лет назад в Калькутте. Это была часть замечательной рукописи, которая содержала автобиографию западного миссионера 16-го века при дворе могольского императора Акбара.
Во времена Акбара Индия все была центром цивилизованного мира, но ситуация постепенно менялась, и ее влияние под давлением развивающейся Европы постепенно уменьшалось. Пытаясь подстроиться под этот изменчивый мир, Акбар собрал ученых всех рас, надеясь найти общую основу всех религий, чтобы на благо человечества устранить источники религиозных конфликтов.
Так, при его дворе собрались индуисты, йоги и садху со всех уголков его империи, к нему также приезжали христианские монахи и паломники из западных земель. Это был момент, когда жители Запада впервые услышали рассказы о том, что лежало за Гималаями, впервые Тибет стал известен европейцам.
Один из приглашенных иезуитских священников кратко изложил странные истории, которые он услышал при дворе Акбара, и нарисовал карту. На его карте территория Тибета изображена в виде большого белого пятна, за исключением одного места, помеченного «Манасаровар Лакус» (озеро Манасаровар), рядом с которым находится пометка, что здесь живут христиане.
Священник, создавший эту карту, был стар и не способен предпринять опасную миссию, пройдя через высокие горные перевалы в поисках малоизвестного сообщества христиан. Но его преемник, португальский миссионер-иезуит по имени Антонью ди Андради, был увлечен этой историей и решил отправиться на поиски этих людей.
Он отправился в путь со двора Акбара, вооружившись картой, и сначала последовал за йогами и странствующими паломниками по дороге через горы. Андради в конце концов нашел большое и богатое королевство, хотя там не жили христиане, а его рассказ об этом авантюрном путешествии был найден в Калькутте в 19-м веке. Он был переиздан в 1926 году под названием «Открытие Тибета», и «Потерянный горизонт» Хилтона, очевидно, во многом основывался на этой работе.
Появление и развитие концепции
Название страны Шамбала впервые появляется в тексте, известном как тантра Калачакры, или учение Колеса Времени. Это учение Калачакры относится к высшему уровню учения буддийской махаяны, и те, кто следует ему, могут достичь просветления всего за несколько лет, а не за всю жизнь.
В этой доктрине место под названием Шамбала – это мистическая концепция, а не географическая цель. (Любопытно, что хотя этот рассказ известен сейчас как тибетский миф, вполне возможно, что он был впервые записан в 966 году нашей эры в Индии.) Буддийская история Калачакры повествует о земле за Гималаями, управляемой милостивым королем Сукандрой, который изучал Калачакру у самого Будды Шакьямуни.
В это земле люди жили в мире и согласии, верные принципам буддизма, а понятия войны и скорби были им не известны. Шамбала – это волшебная страна, в отличие от любого места на земле, и она находится в тени великолепной белой горы. Как сказал один комментатор тантры Калачакры: «Земля Шангри-ла лежит в долине. К нему можно добраться только через снежные вершины, похожие на лепестки лотоса... В центре находится хрустальная гора, которая возвышается над священным озером, и дворец, украшенный ляписом, кораллом, драгоценными камнями и жемчугом. Шамбала - это царство, в котором мудрость человечества избавлена от разрушений и пороков времени и истории, и готова спасти мир в час нужды».
Мистическое значение
Мы можем представить историю и пророчество Шамбалы как аллегорию для жизненного пути в целом. В качестве посвящения учение Будды о Калачакре в Индии символизирует рождение ребенка с его новым, новым видением реальности. Это является одним из объяснений, что такое Шамбала. Потеря истинной религии во внешнем мире представляет собой потерю осознания и спонтанность ребенка, когда он растет в обществе, которое поощряет его игнорировать свою внутреннюю природу и быть ложным по отношению к себе. Так же, как варварские доктрины захватывают мир, так и ценности и заботы других захватывают его разум, наполняя его противоречивыми желаниями и иллюзиями. Он достигает стадии, символизируемой войнами, между которыми сражаются победоносные варвары. В мистическом понимании, что такое Шамбала, большинство людей никогда не выходят за рамки этой стадии; они остаются вовлеченными в конфликты поверхностного сознания, неспособные получить то, что они хотят, или увидеть себя такими, какие они есть. Те, кто добивается мирских успехов, достигают уровня Короля, который объединяет всех варваров. Финальная битва и золотой век представляют реальное достижение жизни - достижение истинной зрелости.
Где находится Шамбала на Алтае?
С этой землей связано много мистических историй, некоторые из них связаны с мистической страной Беловодьем, где обитают свободные и бессмертные люди. По мнению русского философа, ученого, путешественника и художника Николая Рериха, эта страна являлась аналогом тибетской Шангри-ла. Он считал, что между ними существует прочная связь, и эти территории не что иное, как звенья энергетической системы, которую создали жители Атлантиды.
Шангри-Ла сегодня
Эта история очень привлекательна для современного мира, но ее корни уходят глубоко в древние времена. Мы живем в период, когда глобальные проблемы угрожают нам и внушают нам страх. Привлекательность рассказов о стране Шамбала заключается в том, что они связаны с этим страхом, признавая и смягчая его, что делает их универсальными. Эти истории отражают наше желание, чтобы что-то из нашего мира сохранилось и чтобы наша связь с прошлым не была полностью стерта, даже если мы движемся все быстрее и быстрее в неопределенное будущее. Это сказки, в которые мы все еще хотим верить сегодня. Именно поэтому эта концепция нашла отражения в современной культуре, не только в литературе и кино, где ее неоднократно отображали. Например, сюжет полнометражного японского мультфильма "Завоеватель Шамбалы" ("Стальной алхимик") основывается на этом мифе. Конечно же, он представлен с несколько специфичной точки зрения. Но, как бы то ни было, "Завоеватель Шамбалы" является своего рода интерпретацией древнего пророчества.