Собор Парижской Богоматери во Франции: описание, история и фото
Даже если вы никогда не бывали в Париже, вы наверняка слышали о соборе Нотр-Дам. Это величественное сооружение является таким же символом столицы Франции, как и Эйфелева башня.
Кстати, последнюю достопримечательность сами парижане ласково называют Дам де ля Фер, Железной Дамой. Что же касается кафедрального собора, то он посвящен Богоматери.
В католической традиции этот евангельский персонаж называют либо Мадонной, либо Нашей Дамой. Таким образом, становится понятным, что означает Нотр-Дам-де-Пари - Парижская Богоматерь.
Собор был увековечен в произведениях культуры, прежде всего Виктором Гюго. Французский писатель прямо-таки реанимировал храм.
Масштабная реконструкция здания началась после выхода романа «Собор Парижской Богоматери». Это произведение стало сначала бестселлером, а теперь входит в сокровищницу мировой литературной классики.
История Парижа и его храма
Для того чтобы понять огромное значение собора для города (да и всей Франции), нужно знать его историю.
Париж (вернее, Лютецию, как тогда называлось поселение) основали римляне. Они построили крепость на острове посреди реки Сены. Можно сказать, что с Сите и «началась земля французская». Позже город занял соседний островок, затем расширился на оба берега реки. Но Сите оставалось его сердцем.
Поэтому здесь в галло-римскую эпоху был построен языческий храм, посвященный Юпитеру. Свято место пусто не бывает, и когда в 4 веке христианство стало государственной религией, античное капище заменили базиликой Сен-Этьен (Первомученника Стефана).
В эпохи Меровингов и Каролингов церковь расширяли. Ведь это был главный храм города.
По мере того как рос Париж, увеличивался и его кафедральный собор. Таким образом, то сооружение, который мы любуемся сегодня, – уже пятая по счету сакральная постройка на этом месте.
История современного храма
В 1163 году на трон королевства Иль-де-Франс взошел Людовик Седьмой. Он не был дофином, то есть престолонаследником.
С младых лет принца готовили к служению в церкви. Но тут его старший брат Филипп погиб, упав с коня, и так и не постригшийся в монахи Людовик стал королем Франции.
Но пиетета к Церкви он не утратил, чем тут же воспользовался епископ Морис де Сюлли. Он всячески сетовал, что старое здание Сен-Этьен обветшало и никак не отвечает статусу столичного кафедрального собора.
А потому благочестивый монарх распорядился разобрать базилику, а из ее камней соорудить церковь Парижской Богоматери. Собор стали возводить в том же 1163 году.
Помпезность великой стройки подчеркнул папа римский Александр Третий, заложив в фундамент первый камень. Планировкой занимались лучшие архитекторы. Было приказано, чтобы новая церковь была выстроена в модном тогда романском стиле.
Уникальная эклектика
Чего не хватает французам, так это немецкой методичности. Вот план кафедрального собора в Кельне был разработан в 13 столетии, и хотя его возведение продолжалось до 19 века, все детали, вплоть до украшения шпиля, были сделаны по старинным чертежам.
Собор Парижской Богоматери ждала иная участь. Годы шли, и архитектурная мода менялась.
На смену романскому стилю пришел готический. В 1235 году первоначальная планировка была безжалостно перекроена зодчим Жаном де Шелем, а после его смерти - Пьером де Монтрей.
Кроме того, архитекторам и заказчикам хотелось, чтобы собор мог вместить в себя все население Парижа. А оно, несмотря на Великий Голод, Черную Чуму, другие эпидемии и Столетнюю войну, имело тенденцию все увеличиваться.
Поэтому позднейшие архитекторы добавляли часовни и порталы. Чтобы высокие стены не рухнули под тяжестью свода, их подперли снаружи контрафорсами (для чего пришлось снести целый близстоящий жилой квартал).
Парижский кафедральный собор покоряет нас удивительной эклектикой, смешением архитектурных стилей, выполненным с поистине французским изяществом.
Старые и новые части храма. Паперть собора
Чтобы в полной мере насладиться внешним видом самой знаменитой церкви Франции, нужно не спеша обойти ее по периметру. Итак, встаньте напротив главного входа собора Парижской Богоматери, там, где собираются огромные очереди туристов и находится нулевой километр города.
Перед собой вы увидите три портала. Правый – самый старый, законченный в конце 12 века. Он посвящен Святой Анне.
Потрясает архитектурное решение центрального портала, изображающего Страшный Суд. Он является замечательным образчиком «Пламенеющий готики» и заодно «агиткой» католицизма.
Обратите внимание на две женские фигуры, изображающие истинную и ложную Церкви. Год возведения портала (1210) – время Крестового похода против альбигойцев.
Нетрудно узнать в женщине с завязанными повязкой глазами диссидентскую Церковь христиан-катаров. Левый портал посвящен Богоматери. Выше над входами видно галерею 28 царей Ветхого Завета.
Внешний вид храма
Не спешим входить вместе с толпой туристов внутрь. Обойдем собор Парижской Богоматери по периметру.
Южный портал хранит память о более древней постройке – меровингской базилике Святого Стефана.
Восточная часть, где, согласно канону, находится алтарь, - наиболее древняя во всем здании. Апсида поддерживается наружными контрафорсами радиусом 15 метров.
Следует также обратить внимание на розу главного (западного) входа. Большинство витражей было утрачено и восстановлено лишь в 19 веке.
Обращают на себя внимание две колокольни, кажущиеся неоконченными. Но как раз они были завершены, согласно планам, в середине 13 столетия. А вот шпиль не был предусмотрен и является позднейшим дополнением 18 века.
Горгульи Нотр-Дама являются самым узнаваемым украшением собора. Они выполняют как практическую функцию (отвод дождевой воды), так и агитационную: вне лона Римской Церкви нет спасения, и душу отступника подкарауливают адские чудовища. Но кроме горгулий, крышу собора украшают другие скульптуры – апостолы, евангелисты, химеры.
Интерьер храма
Теперь, отстояв длинную очередь (впрочем, она движется быстро), войдем внутрь собора Парижской Богоматери. Нотр-Дам потрясает посетителя своей величиной.
Внутри главного нефа вполне можно разместить 12-этажный дом. Как и задумывалось зодчими, в храме могли одновременно молиться все жители Парижа 13 века, которых в ту пору насчитывалось около 10 тысяч.
В интерьере собора просматривается многократное изменение планировки. Согласно канонам сакральной архитектуры, главный неф и поперечные трансепты должны представлять собой крест. Но эти боковые приделы шире и больше главного зала. Внутренние часовни продолжали множиться вплоть до 14 века.
Мелкие детали интерьера все время обновлялись, ведь существовала традиция преподносить Церкви 1 мая каждого года благочестивые дары. Поэтому в боковых приделах можно увидеть картины, скульптуры и предметы прикладного искусства разных эпох.
Следует обратить внимание также на хоры и рассмотреть изнутри изумительные витражи. В соборе есть и несколько захоронений. Самые древние из них – могилы Герцога Бретани Жоффре и королевы Изабо д’Эно.
Дальнейшая история собора Парижской Богоматери
Париж на протяжении столетий переживал немало бурных событий. А его главный собор испытывал все превратности судьбы вместе со своим городом.
Строительство приходских церквей и королевской часовни несколько снизило статус этого храма. Тем не менее вплоть до революции 1789 года множество важных церемоний проходило именно в соборе Парижской Богоматери.
Нотр-Дам стал местом бракосочетания Марии Стюарт и Франциска Второго, королевы Марго и Генриха Четвертого. Фатальной стала для храма Великая Французская революция.
Робеспьер обложил католиков Парижа налогом в обмен за то, что он не снесет церковь с лица земли. Но это не помешало революционерам переименовать Нотр-Дам в Храм Разума и верховной Сущности и обезглавить королей Ветхого Завета, которые украшали западный фронтон здания.
Головы скульптур были выкуплены одним благочестивым парижанином, который похоронил их с почестями в подвале своего дома. Эти фрагменты были найдены в 19 веке и водружены на место.
Упадок собора
После реставрации монархии Храм Разума вновь стал называться собором Нотр-Дам. В Париже на то время уже было построено немало церквей, и статус храма снизился.
Здание постепенно ветшало. Когда Наполеон Бонапарт в 1804 году решил короноваться на императора именно в Нотр-Дам, покрытые трещинами стены пришлось в срочном порядке драпировать дорогими тканями.
В 1811 году в стенах собора произошло крещение сына великого полководца. Но это событие также не подняло статус церкви на острове Сите в глазах парижан.
В первую треть 19 века казалось, что желание Робеспьера «снести твердыню мракобесия» исполнится, если не руками революционеров, так под действием неумолимого времени.
Фрагменты крыши стали отваливаться, угрожая жизни прохожих. Дошло до того, что городские власти стали подумывать о сносе обветшалого здания.
Возрождение храма
Спасителями собора Парижской Приснодевы стали два человека: великий писатель Виктор Гюго и не менее гениальный архитектор Эжен Виолле-ле-Дюк.
Первый написал роман, вышедший в печать в 1831 году. События данного повествования разворачиваются в стенах собора.
Парижане, да и все французы, были так тронуты этой трагической любовной историей, что даже мысль разрушить столь прекрасное место показалась им кощунственной. Развернулась целая кампания в поддержку реставрации собора и возвращения ему былого величия.
Работа предстояла серьезная, ведь здание пострадало от времени и Революции. За дело взялся Эжен Виолле-ле-Дюк.
Он был не просто зодчим, а архитектором, влюбленным в Средневековье. Его реставрационными работами стали такие знаменитые проекты, как Сите Каркассона, замок Пьерфон, Сен-Шапель и собор Амьена.
А потому он с радостью взялся и за Нотр-Дам. С некоторым вызовом он придал старинному зданию некий налет неоготики, проработав крышу с ее украшениями и трансепты.
Многие историки архитектуры утверждают, что Виолле-ле-Дюк слишком уж дал волю своей фантазии. Но уж лучше некоторые несоответствия с готическим стилем, чем полная утрата такого шедевра, как Нотр-Дам.
Храм Парижской Богоматери в цифрах
Это далеко не самый высокий и большой кафедральный собор в Европе. Он значительно уступает Кельнскому и Миланскому в параметрах.
Высота главного нефа хоть и внушительна – 35 метров, но не рекордна для средневековых сооружений. Две колокольни (если присмотреться, они разные по величине и стилистическому оформлению) также не представляют собой ничего особенно выдающегося. Их высота – 69 метров. Внутри собора вы не найдете знаменитых фресок, как в храмах Италии.
Длина храма Нотр-Дам – 130 метров, а максимальная ширина – 48. Самый большой колокол – «Эммануэль» – весит 13 тонн, а его язык – 500 килограммов.
Почему же Нотр-Дам является визитной карточкой Парижа, престолом архиепископа и одной из пяти «малых базилик» французской столицы? Не из-за размеров, а благодаря своей значимой роли в истории и роскошному внешнему убранству.
Интересно, что здание спереди и сзади очень отличается. Если смотреть на главный (западный) портал, то не видно ни контрафорсов, ни шпиля. С восточной же стороны собор кажется остовом севшего на мель корабля или скелетом огромного чудища благодаря его аркбутанам. Внутри вы не увидите ни одной разделяющей стены, их заменяют колонны с аркадами.
Информация для верующих католиков
Собор Нотердам-де-Пари является одновременно светским музеем, объектом, который охраняет государство, и церковью. Для нужд молящихся постоянно выделен придел, который не имеет старинной утвари, а потому не привлекает туристов.
В соборе ежедневно несколько раз проводятся богослужения. Во время них вход в главный неф или боковые капеллы ограничен.
По праздникам и особым дням литургии проводит не ректор собора, а сам архиепископ Парижа. Храм может похвастаться наличием в реликварии гвоздя из креста, на котором был распят Иисус Христос. Впрочем, точно такая же святыня хранится еще в тридцати с лишним церквях.
Информация для туристов
Вход в Нотр-Дам-де-Пари в Париже абсолютно бесплатный. В летнее время могут наблюдаться очереди, иногда занимающие собой всю площадь перед собором. Но двигаются они быстро. Главное – встать в хвост той очереди, которая направляется в собор. Есть и другая – на смотровую площадку. Она упирается в двери на южную колокольню.
Вход туда платный: для взрослого – 8,5 евро (650 рублей), для молодежи от 18 до 25 лет – 5 евро (383 рубля). Дети могут проходить на смотровую площадку бесплатно.
Туристы в отзывах настоятельно рекомендуют не жалеть денег и совершить восхождение по ступенькам. Зачем? Вы не увидите с колокольни Нотр-Дам Париж целиком. Обозревать столицу Франции лучше с Эйфелевой башни. Зато перед вами откроются во всей красе элементы декора крыши и шпиля. А еще будет интересно взглянуть вблизи на витражи.
В соборе-музее есть и сокровищница. Входной билет туда стоит 3 евро (230 руб.), но туристы в отзывах говорят, что и эта плата слишком большая для обозрения дароносиц и церковных облачений 19-20 веков. А вот куда стоит пойти, так это в крипту собора. Вход туда находится со стороны паперти.