Эйфелева башня в Париже: фото и описание, история создания

Эта башня не покорилась ни общественному мнению, ни нацистским захватчикам. Она должна была простоять не больше двух десятилетий, но украшает город уже больше сотни лет! Как называется башня в Париже, о которой идет речь? Разумеется, Эйфелева. Сегодня мы предлагаем поговорить о том, как появилась идея ее создания, как проходило строительство, поговорим и о том, как сегодня выглядит «железная Дама» – символ Франции.

Непростая история уникальной металлической конструкции

эйфелева башня где

Достаточно внимательно посмотреть на карту Парижа, чтобы узнать, где находится Эйфелева башня. Это удивительное строение расположено в западной части города, на Марсовом поле, на левом побережье реки под названием Сена. Сегодня ее силуэт является одним из самых известных символов Парижа, но когда-то, в первые дни ее существования, она вызывала совершенно неоднозначную реакцию и у самих французов, и у гостей столицы. Туристов она удивляла абсолютно всем: весом, размерами, необычностью конструкции, а вот сами парижане не один раз требовали от властей разобрать это ужасающее сооружение. Единственное, что смогло уберечь уникальную конструкцию от сноса – открытие радиочастотных волн. Именно Эйфелева башня идеально подходила для установки радиоантенн.

Идея создания

Эйфелева башня в Париже вряд ли появилась бы, если бы не Всемирная выставка, которая была посвящена 100-летию французской революции. Выставка эта была назначена на 1889 год. Именно с этой целью во Франции был объявлен конкурс, главная цель которого – отбор лучших инженерных и архитектурных проектов, которые смогли бы продемонстрировать все технические достижения государства за последний десяток лет. Большая часть работ, которые были предложены на суд жюри, была слишком уж похожа друг на друга. Эйфелева башня выгодно выделялась на этом фоне. Несмотря на то, что автором проекта принято считать Гюстава Эйфеля, на самом деле авторы уникальной идеи – его сотрудники: Эмиль Нугье и Морис Кехлен.

эйфелева башня франция

Конечно, первоначальный вариант пришлось немного видоизменить, ведь жители Парижа отдавали предпочтение архитектуре более изысканной, а проект Эйфелевой башни казался слишком уж сухим. Было принято решение выложить нижнюю часть конструкции камнем, на первом этаже связать опоры в площадку арками, которые смогли бы служить входом на выставку.

Строительство

Появление башни в Париже невозможно представить без Гюстава Эйфеля: именно он выделил половину суммы, необходимой на строительство. За это власти города подписали с ним договор, согласно которому сооружение передавалось в аренду инженеру на 25 лет. Предусматривалась и компенсация, покрывающая 25% расходов. Недостающую сумму добавили 3 французских банка. Стоит отметить, что Эйфелева башня окупилась еще до закрытия выставки, за полгода посмотреть на невиданную конструкцию, совершенно невообразимую в те времена, съехалось более двух миллионов людей. Так что Эйфель смог неплохо заработать.

На возведение башни ушло довольно мало времени: строителям понадобилось два года, два месяца и пять дней. Кстати, задействованы были лишь три сотни рабочих, на стройплощадке не было зафиксировано ни одного смертельного случая, что по тем временам – самое настоящее достижение. Говоря о быстрых темпах строительства Эйфелевой башни в Париже, эксперты отмечают высококачественные чертежи, в которых были указаны абсолютно точные – до миллиметра – размеры всех металлических деталей, количество которых близилось к 20 тысячам.

где находится эйфелева башня

Особую роль сыграло то, что при сборе конструкции башни применялись полностью готовые детали, в которых были проделаны отверстия, установлены заклепки. Вес одной детали не превышал трех тонн, что существенно облегчало подъем наверх. Кстати, несмотря на то, что техника было не так хорошо развита, как сегодня, при строительстве были задействованы подъемные краны. После того как башня заметно превысила их высоту, с помощью подъемных кранов детали поднимали на максимальный для них уровень, где были установлены мобильные краны, которые двигались наверх по рельсам, изначально проложенным для лифтов. Спустя 2 года, 31 марта 1989 года, главный инженер конструкции водрузил на вершине башни флаг Франции. Состоялось торжественное открытие.

В тот же вечер удивительное строение заиграло разноцветными огнями: дело в том, что на вершине Эйфелевой башни установили маяк, для которого были задействованы цвета французского флага, два прожектора и более 10 тысяч газовых фонарей, которые впоследствии были заменены на 125 тысяч электрических лампочек. Сегодня «железная Дама» облачена в золотистое одеяние, которое, в зависимости от тех мероприятий, что проходят в городе и стране, изменяет свой цвет.

Критика

Сооружение просто потрясло своих современников необычной формой, проект неоднократно подвергался нещадной критике. Однако сам конструктор был убежден: такая конфигурация является оптимальным вариантом для того, чтобы здание могло противостоять силе ветра. Время показало, что Гюстав Эйфель абсолютно прав: даже сильнейший ураган, который пронесся над столицей со скоростью в 180 километров в час, смог отклонить верх Эйфелевой башни всего на 12 сантиметров.

Как сегодня выглядит символ Франции

как называется башня в париже

Вообще, размер этой уникальной конструкции поражал парижан еще до того, как завершились строительные работы. Впрочем, восхищались башней не только жители Франции – подобного сооружения прежде не видел никто в мире. Удивляло жители города и туристов то, что башня была намного выше всех сооружений, которые в то время существовали в мире. К примеру, высота пирамиды Хеопса составляет 146 метров, Кельнского собора – 156 метров. А вот высота Эйфелевой башни сразу после окончания строительных работ составила 300 метров! Кстати, в наши дни высота увеличилась на 24 метра – благодаря шпилю, установленному на вершине башни.

Интересные факты

Количество посетителей по-прежнему велико: ежегодно Эйфелеву башню посещает более шести миллионов человек. Посмотреть здесь есть на что: со смотровых площадок открывается поистине удивительный вид. До второго этажа на башне можно подняться по ступенькам, коих насчитывается 1792, а вот со второго до третьего этажа добраться можно только на специальном подъемнике. Каждый, кто осмелился подняться так высоко, не пожалел о своем решении: вид на город шикарен, весь Париж как на ладони. Кстати, вся постройка весит 10 тысяч тонн, при этом вес самой башни составляет 7300 тонн.

высота эйфелевой башни

Еще немного интересной информации: за несколько дней до того, как Адольф Гитлер посетил оккупированный Париж, лифт в Эйфелевой башне сломался. Причем поломка оказалась настолько серьезной, что в военных условиях инженеры просто не смогли с ней справиться. Так что побывать на вершине самого высокого сооружения государства немецкому фюреру не удалось. Удивительно, что лифт совершенно неожиданно начал работать тогда, когда Париж был освобожден от захватчиков – всего через несколько часов после этого события! Французы этим удивительным фактом гордятся: они говорят, что, несмотря на то, что нацистам удалось покорить Францию, Эйфелеву башню захватить они не смогли.

Схема сооружения

Эта башня больше похожа на необычную вытянутую вверх пирамиду. Четыре колонны опираются на фундамент из бетона, поднимаясь, они переплетаются в единую квадратную колонну. На высоте около 57,5 метров все колонны соединяются первой платформой. Площадь этого этажа составляет 4415 квадратных метров, одновременно здесь могут разместиться три тысячи человек.

Выше колонны продолжают сходиться, на высоте в 115 метров они образуют второй этаж, площадь которого значительно меньше – всего 1430 квадратных метров. Этот этаж рассчитан на одновременное присутствие 1600 человек. Над площадкой второго этажа четыре колонны башни начинает сплетаться в единую конструкцию. На высоте 276 м находится 3, последний доступный для парижан и гостей столицы этаж. Его площадь - 250 квадратных метров, одновременно здесь могут находиться 400 человек.

башня в париже

Над третьим этажом «железной Дамы», на высоте в 295 метров, находится маяк, который сегодня управляется с помощью программного обеспечения. Венчает конструкцию шпиль, пристроенный гораздо позже, неоднократно видоизмененный. Этот шпиль выполняет одновременно роль флагштока и держателя для различных антенн.

Особенности конструкции

Основной материал, который был использован при возведении 300-метровой башни, – пудлинговая сталь. Интересно, что для скрепления отдельных деталей было использовано два с половиной миллиона заклепок! Отметить стоит и то, что при строительстве инженеры применяли новаторские методы, почерпнутые из мостостроения. Эксперты говорят: рабочие просто собирали башню как большой конструктор – с помощью подробных чертежей.

Цвет

эйфелева башня в париже

Говоря о таком сооружении, как Эйфелева башня (Франция), нельзя не упомянуть и ее уникальный цвет, запатентованный под названием «Эйфелева башня браун», имитирующий бронзу. Правда, в разное время железная красавица меняла свой цвет: она была и бордовой и даже ярко-оранжевой. Перекрашивают башню в среднем каждые 7 лет. Старую краску удаляют с помощью пара, подаваемого под высоким давлением. После этого рабочие внимательно осматривают всю металлическую конструкцию: такой осмотр позволяет заметить изношенные детали, заменить их на новые. Затем на башню наносится грунт – 10 тонн, сама краска – примерно 50 тонн. Красят башню в два слоя.

Кстати, Эйфелева башня внизу и вверху имеет несколько разные оттенки, что позволяет цвету воспринимается человеческим глазом как однородный. При этом главная функция краски вовсе не декоративная, а, скорее, практическая. Покрытие защищает железный символ Парижа от коррозии и негативного влияния окружающей среды.

Вопрос надежности

Разумеется, на постройку такой высоты огромное влияние оказывает ветер и многие другие погодные явления. Во время строительства многие считали, что Гюстав Эйфель не учел простейших инженерных аспектов, против инженера тогда началась самая настоящая информационная война. Однако Гюстав был опытным мостостроителем, он прекрасно понимал все возможные риски, что позволило ему создать вполне устойчивую конструкцию. Так что башня вполне может противостоять ветру, отклоняясь от своей оси всего на 6-8 сантиметров. Куда заметнее влияние на башню солнечного света. Та сторона строения, которая обращена к солнцу, нагревается, происходит так называемое тепловое расширение. Из-за этого верхушка может отклоняться на 15-18 сантиметров.

Освещение

париж эйфелева башня

Один из самых важных элементов, которым славится Эйфелева башня Парижа (Франция), – подсветка конструкции. В 1925 году на сооружении впервые появилась реклама, которую приобрел Андре Ситроен. На трех сторонах «железной Дамы» светилась фамилия, написанная вертикально, и название самого концерна. Эту рекламу парижане могли видеть за 40 километров от сооружения! Спустя некоторое время к рекламе добавили часы, указатели. Такую подставку демонтировали лишь спустя 9 лет. В 1937 году для подсветки начали использовать световые лучи, после этого освещение несколько раз видоизменяли, к примеру, в 2008 году «железную леди» подсвечивали звездами в форме флага европейского союза.

Самая последняя модернизация освещения датируется 2015 годом. Тогда лампы были заменены на светодиоды – для экономии электроэнергии. Тогда же на башне установили два ветряка, тепловые панели, систему сбора и использования дождевой воды.

Нельзя не сказать о том, что главный символ Парижа используется для запуска фейерверков во время самых разных праздников. И еще один интересный факт: изображение самой башни является народным достоянием, использовать его можно абсолютно свободно. А вот фотографии, на которых на башне включена уникальная подсветка, защищены авторскими правами управляющей компании.

Этажи

Как мы уже сказали ранее, у башни 3 уровня, без учета площадки с маяком, попасть куда могут только рабочие. Каждый этаж – не просто смотровая площадка: здесь расположены рестораны, сувенирные лавки и другие объекты. Расскажем о них подробнее.

эйфелева башня париж франция

На первом этаже Эйфелевой башни абсолютно прозрачный пол. Это дарит незабываемые впечатления от удивительной прогулки на высоте более чем в 50 метров над поверхностью земли. Бояться не стоит: пол невероятно прочен. Одним из самых известных ресторанов башни является 58 Tour Eiffel. На случай, если вы захотите перекусить или выпить воды, вы можете посетить буфет, также расположенный на первом этаже. Кроме того, здесь есть небольшой кинозал, в котором на трех стенах транслируется фильм о таком сооружении, как Эйфелева башня. Где, как не в этом уникальном сооружении, разместить музей, рассказывающий о его истории? Он, конечно, небольшой, но здесь есть интерактивные экраны, позволяющие познакомиться с историей башни, всеми этапами строительства. Кроме того, здесь есть большая зона отдыха и магазин сувениров.

На втором этаже, который вдвое меньше первого, расположено не так много объектов, среди них:

  • ресторан «Жюль Верн»;
  • историческое окно;
  • смотровая площадка с панорамными окнами;
  • сувенирный магазинчик;
  • буфет.

Разумеется, самой интересной частью Эйфелевой башней является ее третий этаж. Рестораны на высоте птичьего полета привлекают огромное количество посетителей, однако мало что может сравниться с панорамой Парижа, открывающейся отсюда. На последнем этаже находится бар с шампанским, кабинет Гюстава Эйфеля с оригинальным интерьером, панорамные карты, масштабная модель этажа в его первозданном виде.

Где Эйфелева башня находится: подробное описание

От Елисейских полей эту уникальную башню отделяет примерно пара километров. Если вы прогуливаетесь по центру пешком, вы просто не можете не заметить удивительную конструкцию: достаточно просто поднять взгляд вверх и идти в нужном направлении. Добраться на автобусах можно на таких маршрутах, как 42, 69, 72, 82 и 87. Выйти нужно будет на остановках Tour eiffel или Champ de mars.

Ближайшая к башне станция метро – Bir-hakeim. От сооружения ее отделяет всего 500 метров. Возле башни находится причал, где могут останавливаться прогулочные катера и лодки, рядом оборудована парковка, предназначенная для велосипедов и автомобилей. С подробным графиком работы и стоимостью билетов вы можете познакомиться на официальном сайте парижской башни.