Чуйский тракт: история строительства, достопримечательности, фото
Одна из красивейших дорог мира – Чуйский тракт - ведет из России в Монголию и далее в Китай. История Чуйского тракта давняя и полна драматических и курьезных эпизодов. Дорога – это жизнь, это начинаешь понимать более полно, когда смотришь на Чуйский тракт. Вдоль него селятся люди, он позволяет им выживать в довольно суровых условиях. А в стороне от тракта – безлюдно и первозданно. Расскажем об истории возникновения Чуйского тракта, о его героях и мифах, а также о том, что вдоль дороги можно увидеть.
География
Вопрос о том, где находится Чуйский тракт, многих может поставить в тупик. Скорее всего, они ответят – на Алтае. Что будет не совсем верно. Чуйский тракт берет свое начало в Новосибирске, а заканчивается на границе с Монголией. Но это только российская часть трассы М52, так официально называется дорога. Тракт возник и существует как важный путь из России в Азию. Поэтому тракт продолжается через монгольский Ярантай, китайский Урумчи, пакистанский Исламабад и заканчивается в Карачи. Российская часть, т. е. собственно Чуйский тракт имеет протяженность 968 км. Дорога проходит через три ландшафтные зоны: равнину, предгорье и горы. Климат, в котором существует тракт, суровый, здесь наблюдаются большие перепады температур. Если в Бийске может быть +20, то на Семинском перевале может быть -5 и будет идти снег. Если до Семинского перевала в пути можно часто попасть под дождь и снег, то за ним начинается сухая зона и, например, в районе Акташа, осадки уже редкость. С большой протяженностью тракта связано и природное разнообразие, которое можно наблюдать из окна автомобиля.
Возникновение дороги
О дороге из Китая в Сибирь есть упоминания еще в старинных китайских хрониках. Тогда этот путь назывался Мунгальский тракт. Дорога эта существует как минимум 1000 лет, ее протаптывали воины и торговцы. Путь был непростым, но очень нужным, поэтому люди, невзирая на трудности, преодолевали Алтайские горы. Первым этапом более основательного освоения этой дороги стал конец 18-го века, когда началась более активная торговля Сибири с Монголией. В Кош-Агаче проводилась ярмарка, на которую торговцы из Бийска везли свои товары. Кроме того, по этому пути совершались религиозные паломничества тюркских народов. В те времена дорога была обычной вьючной тропой, которая петляла между скал, по ней было возможно только одностороннее движение. Торговые интересы Российской империи в странах Азии сдерживало отсутствие дороги, по которой могла бы проехать телега, поэтому необходимость обустройства этого пути становилась все более острой.
Начало обустройства тракта
Первый этап истории строительства Чуйского тракта связан с обустройством колесной дороги. С середины 19-го века российское правительство не раз присылало сюда экспедиции с инженерами, чтобы оценить потенциальные расходы на создание дороги. Цифры каждый раз получались внушительными, и Империя не находила для себя возможным ассигновать такие деньги, потому что строила в это время железные дороги.
Но в 1893 году Томской губернии выдали, наконец, из государственной казны 45 тысяч рублей на обустройство дороги. Но сумма была смехотворной. По самым скромным подсчетам нужно было около 500 тысяч. Но делать было нечего, и начали работы на эти деньги. К процессу подключились купцы, которые и раньше поддерживали тракт в относительно приличном состоянии. Общими усилиями к 1902 году за 80 тысяч рублей дорога была приведена в рабочее состояние, были налажены переправы, наведены мосты, по ней стало возможным передвигаться на колесном транспорте. Но очень быстро путь был разбит телегами, и дорога вернулась к исходному состоянию.
Грунтовая дорога
В 1914 году сюда была направлена экспедиция во главе с Вячеславом Шишковым, целью которой было найти оптимальный маршрут для прокладки дороги. Данные инженеров были обработаны к 1916 году и было принято решение строить дорогу ближе к Катуни. Но строительство началось только в 1928 году. К процессу активно привлекались люди, живущие в районе строительства, а также заключенные, в основном из числа раскулаченных крестьян. История Чуйского тракта полна драматизма, потому что здесь гибло немало людей. Условия труда и жизни были очень суровыми. Люди жили впроголодь, в ужасающих барачных условиях, поэтому вдоль дороги немало братских могил, на которых даже нет надгробий. Тракт не напрасно называют дорогой на костях. К 1935 году неимоверными усилиями, при помощи лопаты и кайла, было построено 330 км грунтовой и гравийной дороги от Бийска до Ташанты.
Асфальтовый тракт
Дальнейшая история Чуйского тракта более благополучная. С 50-х годов дорога получила статус стратегической и ее стали активно восстанавливать. На обустройство пути выделялись деньги, техника, кадры. Началом трассы в 1961 году становится Новосибирск. До 1980 года дорога активно реконструировалась, строились новые мосты, появилось асфальтовое покрытие, прокладывается новая дорога через перевал Чике-Таман. В постсоветский период тракт получает статус федеральной трассы, на его содержание выделяются немалые деньги.
Современное состояние
Нынешняя история Чуйского тракта – это лучшие времена. Сегодня дорога от Бийска до Ташанты имеет практически идеальное покрытие. Участок от Новосибирска до Бийска не так хорош, но все-таки его поддерживают в рабочем состоянии. В последние годы поток туристов в регион только увеличивается. Возрастает и значимость Чуйского тракта. Поэтому за ее состоянием хорошо следят, в реставрацию покрытия ежегодно вкладываются большие средства. Живая дорога привлекает людей и бизнес, поэтому вокруг растет и совершенствуется инфраструктура для путешественников. Однако в этом аспекте тракту есть куда стремиться.
Инфраструктура
История Чуйского тракта связана с людьми, обживающими и осваивающими его окрестности. Алтайцы издавна старались жить вдоль дороги, которая давала им дополнительные возможности для выживания. Сегодня вдоль тракта тоже кипит жизнь. Правда, с разной интенсивностью. Всю протяженность Чуйского тракта можно разделить на три части. Первая связывает Новосибирск и Бийск. Это современная автомагистраль, поэтому вдоль нее много кафе, отелей, заправок, магазинов, в общем, всего, что нужно для комфортной жизни в дороге. Часть от Бийска до Акташа – туристическая. Здесь тоже достаточно мест для питания и ночевки, есть заправки. На этом перегоне немало туристических баз и достопримечательностей. А вот сразу за Акташом наступает безлюдье. Населенных пунктов тут очень мало, ни связи, ни заправок, ни кафе вдоль трассы нет. Поэтому в дорогу по этому участку нужно хорошо собираться, так как рассчитывать на помощь не всегда можно.
Музей дороги
В Бийске у самого начала исторической части Чуйского тракта, в бывшем особняке купца Варвинского, работает музей этой знаменитой трассы. Здесь можно увидеть старинные карты, много интересных фотоматериалов. Особый интерес у туристов вызывает подробный макет Чуйского тракта, инструменты, которыми работали первые строители дороги и геодезисты. Посещение музея позволяет узнать много интересного о тракте и наметить маршрут достопримечательностей, на которые стоит обратить внимание, пока едешь по этой красивой дороге.
Водители Чуйского тракта
Сегодня Чуйский тракт - красивейшая дорога, но шоферы скажут, что за ее красотой стоит суровый и коварный нрав. Ездить по ней и сейчас не всегда легко и безопасно. А в былые времена здесь нашли свой последний приют немало водителей. В истории, как ни удивительно, сохранилось имя первого человека, проехавшего по трассе на автомобиле. В 1925 году Николай Михайлов проехал по трассе на легковом автомобиле. Ездили по тракту не только мужчины, но и женщины. Это было обыграно в знаменитой песне про Кольку Снегирева. В лице этого персонажа были воспеты все водители этой сложной трассы. В музее Чуйского тракта можно узнать и много других романтических историй с более счастливым концом.
Легенды тракта
Такую старую и важную дорогу, конечно, окружают мифы и истории. Чаще всего это страшные истории, потому что слава у тракта всегда была недобрая. Еще в легендах алтайцев была легенда о монахе-отшельнике Пазарыке, который погиб от рук воинов-джунгаров и навсегда проклял любых военных, которые когда-либо пойдут по этой дороге. Поэтому алтайцы считают, что по тракту опасно передвигаться военным. Еще есть легенда о «Кровавой версте». Эта история о любви алтайки и заключенного, работающего на трассе. Парень был расстрелян за восстание против нечеловеческих условий содержания, а девушка бросилась от горя в пропасть. Разные мифы и легенды связаны почти с каждым трудным поворотом или особо красивыми местами.
Населенные пункты вдоль дороги
Планируя путешествие по Чуйскому тракту, нужно понимать, что чем глубже в горы, тем меньше на пути можно будет встретить поселений. Из крупных городов рядом с трактом стоят только Новосибирск – точка отсчета дороги, Бийск, чуть в стороне Барнаул, Новоалтайск и Горно-Алтайск. Другие значимые населенные пункт, где можно поесть и переночевать в порядке следования из Новосибирска: Бердск, Искитим, Черепаново, Тальменка, Верх-Катунское, Сростки, Майма, Усть-Сема, Черга, Туекта, Онгудай, Чибит, Акташ, Кош-Агач и Ташанта. Во всех поселениях вдоль дороги стоит много кафе, прилавков для торговли местному населению, есть туалеты.
Достопримечательности и памятники
Если ехать на автомобиле по Чуйскому тракту, то можно посмотреть интересные места в проезжаемых городах и селах. В Бийске, кроме названного музея, можно посмотреть архитектуру 19 - начала 20 века, театр, несколько интересных соборов. Село Сростки – родина В.М. Шукшина, тут можно посмотреть его музей, школу, где учился писатель и памятник на горе Пикет. В Майме – самом длинном селе России, можно посмотреть церковь Сошествия Святого Духа. Вдоль дороги стоят и другие памятники Чуйского тракта. Например, на 407 км от Бийска стоит монумент Кольки Снегирева. А напротив можно увидеть остатки старого Чуйского тракта и указатель с расстояниями до разных городов. На Семинском перевале есть монумент в честь 200-летия вхождения в состав Российской империи алтайского народа.
Природные достопримечательности
Чуйский тракт проходит вдоль красивейших гор и рек Алтая. Здесь на каждом повороте можно останавливаться и любоваться. Но есть и особенные места, которые обязательно нужно увидеть. Это место слияния Катуни и Чуи, Катунские террасы, незамерзающий целебный источник Аржан-су. Чуть в стороне от тракта есть озера Манжерок и Ая, за Акташом есть уникальное гейзерное озеро.