Место рождения Иисуса Христа - город Вифлеем. Храм Рождества Христова в Вифлееме
Храм Рождества Христова в Вифлееме - культовое для всех христиан место. Грот, который в нем находится, имеет важное религиозное значение. Он считается местом, где родился Иисус Христос. Грот является старейшей христианской святыней, а сама церковь - главным христианским храмом на Святой земле.
История Вифлеема и храма Рождества Христова
Церковь была первоначально построена в 327 году Константином Великим и его матерью Еленой на месте, которое традиционно считалось местом рождения Христа. Потому если вас спросят, где родился Иисус Христос, смело указывайте это место. Эта оригинальная базилика была закончена где-то между 333 и 339 годами. Она была разрушена пожаром во время восстаний самаритян в VI веке, и новая церковь была построена уже в 565 году византийским императором Юстинианом, который с легкостью восстановил архитектурный стиль оригинала.
Храм Рождества Христова в Вифлееме, оставаясь в основном неизменным со времени реконструкции Юстиниана, пережил многочисленные ремонтные работы и дополнения, особенно во времена крестоносцев. В эпоху господства последних к нему были пристроены две колокольни (ныне исчезнувшие), настенные мозаики и картины (частично сохранившиеся). На протяжении веков окружающий комплекс расширялся, и сегодня он охватывает приблизительно 12000 квадратных метров, включая три разных монастыря: греческий православный, армянский апостольский и римско-католический, из которых первые два имеют колокольни, построенные уже в современную эпоху.
Культурная ценность
Серебряная звезда, отмечающая место рождения Иисуса, была украдена в 1847 году. Некоторые верующие утверждают, что этот роковой знак предвещал (или даже вызвал напрямую) разгромную Крымскую войну против Российской империи.
Храм Рождества Христова в Вифлееме является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Этот храм также включен в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, находящихся под угрозой.
Священный грот
Считается, что священное место, известное как Рождественский грот, является той самой пещерой, в которой родился Иисус из Назарета. В 135 году император Адриан превратил место над гротом в храм поклонения греческому богу красоты и желания - Адонису. В 420 году Иероним отметил, что грот был посвящен поклонению Адонису и что там была посажена священная роща, чтобы полностью стереть память о рождестве Христовом в Вифлееме. Некоторые современные ученые оспаривают этот аргумент и настаивают на том, что культ Адониса-Таммуза послужил источником святыни и что его приняли христиане, заменив поклонение Христу. Некоторые же вообще сомневаются в том, что Иисус родился в Вифлееме.
Господство мусульман и эпоха крестоносцев
Персы под командованием Хосрау II вторглись в Палестину и завоевали близлежащий Иерусалим в 614 году, но не стали разрушать храмы.
Храм Рождества Христова в Вифлееме использовался в качестве основной коронационной церкви для христианских королей Иерусалима, начиная со второго правителя Латинского королевства в 1100 году и до 1131 года.
Упадок
Землетрясения нанесли значительный урон церкви между 1834 и 1837 годами. Иерусалимское землетрясение 1834 года повредило колокольню церкви и частично засыпало священный грот. Незначительные повреждения были также нанесены серией сильных подземных толчков в 1836 году и землетрясением в Галилее в 1837 году.
К 1846 году церковь Рождества Христова и ее окрестности находились в плохом состоянии и были уязвимы для грабежей. Большая часть мраморных полов была разобрана в первой половине XIX века, а их фрагменты использовались в других зданиях по всему региону, включая Харам аш-Шариф (Храмовая гора) в Иерусалиме. Религиозно значимая серебряная звезда, отмечающая точное место рождения Иисуса, как уже отмечалось, была похищена в 1846 году.
Спор между Россией и Францией
Иерусалим и город Вифлеем долгое время находились под контролем Османской империи, но в канун Рождества 1852 года Наполеон III заставил османов признать Францию в качестве суверена христианских святынь на Святой земле. Турецкий султан украсил серебряную звезду у грота латинской надписью, но Российская империя оспаривала решение турков, претендуя на личное управление этими местами.
В результате османы повернулись лицом к России, и отменили свое предыдущее решение, отказавшись от договора с французами и вернув грекам суверенную власть над церквями Святой земли. Греки, как православный народ, справедливо считались агентами влияния России, потому русско-французские отношения сильно ухудшились после этого случая, равно как и отношение Франции с Османской империей. Многие до сих пор не знают, где находится Вифлеем, но из информации, изложенной выше, становится ясно, что он расположен на Святой земле - в окрестностях Иерусалима.
Строение храма и его особенности
Храм Рождества до сих пор формально подчинен Греческому православному патриархату Иерусалима. Он спроектирован как типичная базилика в римском стиле, с пятью проходами, образованными коринфскими колоннами, и апсидой в восточной части, где находится святилище. Вход в базилику называется «дверь смирения».
Внутренние стены церкви украшены средневековыми золотыми мозаиками, когда-то покрывавшими и боковые стены, которые сейчас в значительной степени испорчены. Первоначально пол базилики был покрыт каменными плитами, но в нем есть люк, который открывается, показывая часть оригинального мозаичного покрытия.
Церковь поддерживают 44 колонны, отделяющие проходы друг от друга и от нефа, некоторые из которых исписаны изображениями святых, таких как ирландский монах святой Катал (VII век), покровитель сицилийских норманнов, святой Канут (ок. 1042-1086), король Дании, и святой Олаф (995-1030), король Норвегии. Восточный конец церкви состоит из возвышенного алтаря, закрытого апсидой и выделяющегося своим большим позолоченным иконостасом. Сложный комплекс старинных ламп размещен по всему зданию и служит основным средством освещения.
Потолки и спуски
Открытый потолок обнажает деревянные недавно отреставрированные стропила. В предыдущей реставрации храма, состоявшейся аж в XV веке, использовались балки, подаренные английским королем Эдуардом IV, который также пожертвовал свинец для покрытия крыши. Однако эта крыша в итоге была расплавлена турецкими захватчиками, желавшими использовать ценный свинец для изготовления боеприпасов, столь необходимых в войне против Венеции.
Лестницы по обе стороны алтаря ведут вниз к гроту. Грот Рождества Христова - это, по мнению большинства христиан, самое настоящее место рождения Иисуса. Он расположен под главным алтарем, и обычно к нему ведут две лестницы по обе его стороны. Грот является частью сети пещер, в которые можно попасть из соседней церкви Святой Екатерины. Туннельный коридор, соединяющий его с другими пещерами, обычно заперт. Точное место, где родился Иисус, отмечено под этим алтарем серебряной звездой в 14 точках с латинской надписью Hic De Virgine Maria Jesus Christus Natus Est-1717 (здесь Иисус Христос родился от Девы Марии - 1717). Она была установлена католиками в 1717 году, снята предположительно греками в 1847 году и заменена турецким правительством в 1853 году. Звезда установлена на мраморном полу и окружена 15 серебряными лампами, представляющими три христианские общины: шесть принадлежат греческим православным, четыре - католикам и пять - армянской апостольской церкви. Алтарь Рождества поддерживается в чистоте и порядке в основном представителями греческой православной и армянской апостольской церквей.
Храм Святой Екатерины
Участок Вифлеема, где находится церковь Святой Екатерины, принадлежит римско-католической церкви. Этот храм является самым примечательным сооружением в этой части города. Он посвящен святой Екатерине Александрийской и построен в более современном стиле готического Возрождения. Он был дополнительно модернизирован в соответствии с новыми литургическими правилами, которые Ватикан ввел в прошлом веке. Это та самая церковь, где Латинский патриарх Иерусалима празднует полуночную мессу в канун Рождества. Эта полуночная месса отмечается иерусалимскими католиками уже несколько столетий.
Главная примечательность этой церкви - барельеф Дерева Иессея. Он представляет собой скульптуру Чеслава Дувигая размером 3,75 на 4 метра, которая недавно была помещена в церковь Святой Екатерины в качестве подарка от Папы Римского Бенедикта XVI во время его поездки на Святую землю в 2009 году. На нем изображено оливковое дерево в виде Древа Иессея, отражающее родословную Иисуса от Авраама до Иосифа, а также символику из Ветхого Завета. В верхней части изображена коронованная фигура Христа-Царя в позе с открытыми руками, благословляющая Землю. Барельеф расположен вдоль прохода, которым пользуются паломники, идущие к гроту Рождества.
В пещерах, куда можно попасть из церкви Святой Екатерины, находятся несколько часовен, в том числе часовня Святого Иосифа, посвященная явлению ангела Иосифу, приказывающему ему бежать в Египет (Матфея 2:13), а также часовня Невинных, посвященная памяти детей, убитых Иродом (Матфея 2: 16–18). Рядом с ними расположена часовня Святого Иеронима.
Признание ЮНЕСКО
В 2012 году церковный комплекс стал первым палестинским зданием, которое было включено в Список объектов Всемирного наследия. Перед этим было запущено голосование, в котором были представлены и другие израильско-палестинские объекты (например, храм Соломона), но победила все-таки церковь Рождества. И это несмотря на активное противодействие США и Израиля. Церковный комплекс был тут же утвержден в качестве объекта Всемирного наследия в соответствии с критериями четыре и шесть устава ЮНЕСКО. Решение было спорным с технической и политической точки зрения. Храм также был включен в Список объектов Всемирного наследия, находящихся под угрозой, поскольку он сильно портится и проседает из-за регулярных утечек воды.
Последняя реставрация
В 2010 году было объявлено о скорой реализации программы по восстановлению храма на несколько миллионов долларов. Начальный этап восстановительных работ был завершен в январе-феврале 2016 года. Проект частично финансируется палестинцами и проводится группой палестинских и международных экспертов. Установлены новые окна, завершен структурный ремонт крыши, очищены и восстановлены статуи, витражи, иконы и мозаика. Несмотря на то, что палестинцы в большинстве своем мусульмане, они считают церковь национальным достоянием и одним из самых посещаемых туристических объектов. Президент Палестинской автономии Махмуд Аббас принимал активное участие в проекте реставрации, которым руководит Зиад аль-Бандак.
Полуночная месса и значение для христиан разных конфессий
Католическая полночная месса в Вифлееме в канун Рождества транслируется по всему миру, и ее смотрят миллионы католиков от США до Филиппин. Но подлинные торжества начинаются за несколько часов до самой мессы, когда высокопоставленные лица приветствуют Иерусалимского патриарха на въезде в город, возле гробницы Рахили. В сопровождении представителей молодежных христианских организаций он направляется на Мангер-сквер, где его встречает ликующая толпа. Наконец, он входит в католическую церковь Святой Екатерины для мессы, после чего шагает к соседней церкви Рождества. Патриарх несет икону новорожденного Спасителя и помещает ее на кованую звезду в священной пещере под базиликой, которая отмечает место рождения Иисуса. В канун православного Рождества, 13 дней спустя, многие посетители и верующие снова заполняют площадь Мангер - на этот раз для того, чтобы посмотреть шествия и выступления религиозных лидеров различных православных общин. Протестанты также отмечают Рождество в этом городе - либо в местной лютеранской церкви, либо в церкви Рождества Христова. Однако некоторые протестантские общины отправляются в Бейт-Сахур, деревню недалеко от Вифлеема. Если, конечно, у них получается найти ее на карте.
Вифлеем: как добраться
Многие современные христианские "пилигримы", правда, теряются по пути к своей святыне, так как не знают, как до нее добраться. Но на самом деле в этом нет ничего сложного, так как до Вифлеема может спокойно довести любое израильское такси за совсем небольшую плату.